При конструировании автомобильных двигателей используют два вида толкателей клапанов: гидравлические (в них в качестве входной жидкости применяется масло для сохранения клапанного зазора в рамках технических требований) и механические (в них нет гидравлической системы, и их регулировка производится вручную).

Толкатели открывают и закрывают впускные/выпускные клапаны и подвержены износу, как и любая другая деталь автомобиля. Чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт мотора в случае поломки толкателей, автовладельцу полезно знать причины, по которым они могут выйти из строя.

 

Техническое обслуживание

Вместе с возрастом автомобиля и пробегом двигателя растет вероятность увидеть первые признаки износа толкателей. При этом не столь важно, гидравлические они или механические. Их износ ускоряется при нерегулярном техническом обслуживании и несвоевременной замене расходных материалов и фильтров.

Если уровень масла в картере слишком низкий для обеспечения достаточного давления, масло не подается в верхние части клапанного механизма, и толкатели страдают от недостатка смазки. То же самое с ними происходит при засорении сетки масляного насоса и прекращении (даже временном) подачи масла.

Они могут разрушиться без масляной прослойки, смягчающей удары от кулачка или рокера, так же они подвержены износу со стороны распределительного вала вместе с кулачками распредвалов. Слишком большой уровень масла в картере может вызвать аэрацию масла, или газирование. Это состояние, когда коленный вал вспенивает смазочную жидкость в результате непосредственного контакта. В этом случае загрязненное масло забивает полые головки шатуна и отверстия гидравлических толкателей, и они перестает выполнять свои функции.

Правильная оценка вязкости важна для сокращения степени износа запчастей и поддержания хорошей производительности мотора. Масла с высокой вязкостью, такие как 40W и 20W-50, способствуют поддержанию высокого давления в жаркую погоду, но их текучесть, то есть способность масла добраться до всех частей двигателя, может быть недостаточной в холодное время года, особенно в момент запуска агрегата. Это в большей степени касается верхнего распределительного вала, по которому масло движется вертикально.

Масла с низкой вязкостью, такие как 5W-20 или 10W, легче распределяются при холодных температурах, но слишком жидкие, чтобы обеспечить достаточную смазку и давление в жаркую погоду. Многие производители рекомендуют использовать тип 5W-30 в качестве универсального всесезонного машинного масла.

Нерегулярная замена масляных фильтров приводит к их засорению и, как следствие, к ухудшению либо остановке подачи масла. При этом на приборной панели мигает или непрерывно горит датчик «давления». Забитые сетки насоса также могут препятствовать подаче смазки в верхнюю часть клапанного механизма.

В гидравлических толкателях «нулевой» зазор, а оказываемое на них давление смягчается масляной прослойкой внутри корпуса. Увеличение зазора приводит к тому, что кулачок начинает бить по рокеру клапана. Постоянные удары вызывают износ металла, что еще больше увеличивает зазоры.

Механические толкатели нуждаются в периодической регулировке, примерно через каждые 50 тыс. км. Отсутствие зазора или его неправильная регулировка приводят к износу кулачка, а также замене рокера.

Из всех деталей двигателя клапанные толкатели больше всего подвержены износу при постоянно низком уровне давления масла. Недостаточное масляное давление может быть вызвано рядом причин, среди которых износ:

  • кулачковых опор;
  • шестерней маслонасоса;
  • шеек и подшипников коленвала;
  • основных и шатунных подшипников;
  • или чрезмерный осевой люфт распредвала;

Выход двигателя из строя зачастую связан с повреждением толкателей, причиной которого, в свою очередь, чаще всего выступает поломка цилиндра. Шумы в клапанной системе двигателя не нужно путать с искрением или коротким замыканием в проводах свечей зажигания.