Причины падения уровня масла в двигателе. Куда же девается моторное масло?

С течением времени низкий уровень масла в двигателе обуславливается совокупностью изношенных подшипников и шеек коленчатого вала. Масляный насос не может создать необходимое давление. Он создает поток масла, а сопротивление этому потоку и создает давление. В свою очередь сопротивление зависит от состояния отверстий в блоке цилиндров, через которые масло попадает в двигатель, и величины зазора между подшипниками и шейками коленчатого вала. По мере их износа поток масла увеличивается, а давление снижается.

Обратите внимание, что для падения уровня масла и увеличения шума, не требуется появление значительного зазора. Это относится ко всем автомобилям: с новым двигателем или двигателем с большим пробегом.

Чрезмерный зазор или клиренс (0,001 мм на каждый миллиметр диаметра шейки коленчатого вала) может стать причиной падения давления масла на 20%, что может отрицательно повлиять на смазку подвижных частей двигателя (распределительный вал и верхний клапан в двигателях с верхним расположением распределительного вала). Чрезмерные зазоры в подшипнике могут привести к появлению постороннего шума, а со временем к поломке подшипника.

Рекомендуемая величина зазора может варьироваться в зависимости от области применения двигателя. Многие производители стремятся делать зазоры в основных и стержневых подшипниках не более 0,025-0,05 мм.

Зазоры между остальными компонентами двигателя также могут повлиять на давление масла в системе. Износ отверстий толкателя, увеличенные зазоры между шейками распределительного вала и подшипниками кулачка, люфт кулачков влияют на давление масла. Обычно трещины в емкостях для масла, протекающие заглушки и протечка масляного насоса также влияют на давление.

Одним из основных решений этой проблемы из-за зазоров в подшипниках является их устранение путем замены подшипников или капитального ремонта двигателя. В этом случае замена масляного насоса или установка насоса с более высоким давлением не поможет, поскольку наличие больших зазоров препятствует сохранению требуемого давления. Установка масляного насоса большего объема может увеличить поток масла и немного повысить давление. Но зазоры останутся, что приведет к возникновению постороннего шума и износу подшипников.

Другой распространенной причиной падения давления масла являются зазоры или изношенные детали самого масляного насоса. Хотя технические характеристики разных моделей насосов различаются, общепринятые значения зазоров между шестернями и крышкой должны составлять не более 0,075 мм, а между зубцами и насосом – не более 0,13 мм. В насосах роторного типа зазор между ротором и корпусом насоса должен быть менее 0,31 мм, а между внутренним и внешним выступами ротора - не более 0,25 мм. Превышенная ширина зазоров ухудшает способность насоса перекачивать масло и снижает давление.

Любые посторонние частицы, попавшие в масляный насос, могут стать причиной возникновения неисправности. Частица, размер которой больше допустимых размеров зазоров может забить и заклинить насос. Куски старых уплотнителей клапана, прокладочный материал, пластмассовая стружка от изношенной шестерни, частички подшипников, стружки от литых деталей, песок грязь и т.п. при попадании внутрь могут повредить насос.

Как эти частички попадают внутрь насоса? Экран, установленный на всасывающей трубке масляного насоса в картере, препятствует попаданию внутрь только сравнительно крупных частиц мусора. Но и экран не всегда спасает, потому что масло с частицами грязи может обойти его и попасть в масляный насос через вентиляционное отверстие или перепускной клапан, если сам экран засорен или масло слишком густое. Отверстия экрана имеют ширину 1 мм, что является огромной щелью для попадания внутрь мелкого мусора. Такая величина отверстий обусловлена тем, что во время запуска холодного двигателя масло в картере достаточно густое, чтобы пройти через отверстия меньшего диаметра. Это означает, что масляный насос является единственным компонентом двигателя, в который постоянно попадает нефильтрованное масло! Масло не попадает в фильтр, пока не пройдет через масляный насос. Значит, любая частица, попавшая в картер, сначала проходит через насос, прежде чем попасть в фильтр. Это и является основной причиной износа и поломки масляного насоса.

Загрязненный экран масляного насоса может стать причиной значительного снижения давления масла. Даже небольшой слой грязи на экране может ограничить поток масла на высоких оборотах двигателя. Слой грязи на экране толщиной в 0,13 мм уменьшает диаметр отверстий с 1 мм до 0,76 мм, что приводит к сокращению потока масла на 44%!

Клапан сброса давления, установленный на корпусе насоса или в другом месте на двигателе, может быть еще одной причиной низкого давления масла, если клапан залипает или остается открытым. Он предназначен для ограничения давления масла при увеличении частоты вращения двигателя. Клапан открывается, когда давление достигает заданного значения (обычно от 2,8 до 4,2 кгс/см). Это отправляет масло обратно в картер и снижает максимальное давление масла в двигателе для предотвращения опасного уровня давления масла. Слишком большое давление масла может быть столь же опасным, как и слишком маленькое, потому что избыточное давление может привести к разрыву масляного фильтра или даже к выдуванию масляных пробок в блок цилиндров.

Низкое давление масла также может быть вызвано наличием воздуха в насосе. Если количество масла слишком мало, то в насос может попасть воздух. Причиной этого может являться и переполненность картера. Масло может быть заполнено крошечными пузырьками, потому что оно соприкасается с вращающимся коленчатым валом и превращается в пену.

Иногда двигатель может испытывать недостаток масла при высоких оборотах, потому что масло не достаточно быстро возвращается в картер. Основной причиной в этом случае обычно является серьезное засорение, которое ограничивает возврат масла к головке.

Утечки между трубкой и насосом, а также между насосом и блоком могут привести к попаданию воздуха в систему. Нередко трубка подачи масла отсоединяется, что приводит к полной потере давления масла.

Засоренный масляный фильтр тоже может являться причиной падения давления масла. Когда масло покидает насос, оно проходит через масляный фильтр. Все фильтры создают определенное сопротивление потоку, которое, в свою очередь, увеличивается с увеличением скорости потока. Сопротивление самого фильтра невелико, но если он засорен, то значение сопротивления значительно возрастает. В конечном итоге масло не может пройти через фильтр. В такой ситуации работает предохранительный клапан, расположенный на фильтре или в месте крепления фильтра к блоку цилиндров, который открывается, если значение давления масла превышает заданное значение (0,35 – 2,8 кгс/см). Это позволяет маслу обходить фильтр и попадать в двигатель. Но давление масла будет снижено до показателя давления перепускного клапана. В таком случае замена фильтра поможет исправить эту проблему.