Масло в двигателе выполняет целый ряд функций, тут и смазка деталей, и отвод от них тепла, и питание гидравлики. Без масла под нагрузкой двигатель не проживёт и минуты. Поэтому в автомобилях существует система контроля за состоянием системы смазки, которая различными способами выводит информацию на приборную панель.

 

Что могло случиться и как это проявляется

Обычно контролируются два независимых параметра – давление в системе смазки и уровень масла в картере. Способы представления информации разные в зависимости от модели автомобиля, но датчиков чаще всего два – один выполнен в виде поплавка на поверхности масляной ванны, а второй представляет собой подпружиненную мембрану с контактами, замыкающимися при падении давления в магистрали.

Схематично систему смазки можно представить себе в виде масляного насоса, забирающего жидкость из картера и нагнетающего его в расходные магистрали, заканчивающиеся парами трения. На пути масла расположен фильтр, очищающий его от посторонних примесей и редукционный клапан, реагирующий на превышение допустимого давления.

Дефицит масла на трущихся поверхностях приведёт к их перегреву и износу. Поэтому система рассчитана таким образом, что производительность насоса соответствует расходу через зазоры, давление присутствует всегда, и сухое трение исключается. Детали постоянно скользят по тончайшей масляной плёнке. Обновление её уносит и лишнее тепло.

Причин аварийного падения давления может быть множество:

Последняя причина вызовет срабатывание индикатора уровня. Проявляется это разными способами, возможно применение раздельных контрольных ламп уровня и давления, мигание единственной лампы или её постоянное свечение, а определять, что именно произошло, водителю предоставляется самому. Иногда лампы дополняются стрелочным указателем давления с отдельным датчиком.

 

Последствия невнимания к индикаторной лампочке

Если проигнорировать сигнализацию, то велика опасность, что мотор перейдёт в режим сухого трения металла о металл в важнейших узлах, таких как подшипники коленчатого и распределительных валов, поршневая группа и дополнительные механизмы. Температура в зонах контакта мгновенно вырастет, металл начнёт разрушаться, вкладыши провернутся, двигатель застучит и заклинит. Предстоит дорогостоящий капитальный ремонт, а то и замена двигателя в сборе.

Меньшим злом будет зажигание индикатора уровня. Возможно, мотор просто израсходовал часть масла на утечки или угар, и достаточно просто долить его до штатного уровня.

 

Обязательные действия

В первую очередь, надо немедленно остановиться и заглушить двигатель. Дождавшись полного стекания масла в картер, следует извлечь контрольный щуп и оценить уровень. При недостатке долить до нормы и кратковременно запустить мотор. Если лампа погасла, то дальнейшее движение возможно, но контроль должен быть усилен, а двигатель подлежит проверке на причины расхода смазки.

Если уровень не виновен, а причиной точно является снижение давления, можно попытаться проверить работоспособность насоса повышением оборотов примерно до 1500 об/мин. Лампа погасла – до места ремонта можно добраться своим ходом. Продолжает гореть – всё, дальнейшее движение возможно только на эвакуаторе или буксире. Без давления ехать нельзя, мотор неминуемо полностью выйдет из строя.

Случается и отказ самого датчика, когда мотор исправен, но лампа горит на всех режимах. Тут многое зависит от квалификации проверяющего. Сможет ли он определить наличие и величину давления подручными средствами. Опытный водитель, особенно если он располагает контрольным манометром, разберётся, всем прочим лучше не рисковать.

Иногда лампа не горит постоянно, а хаотически зажигается и гаснет в зависимости от оборотов и температуры. Это может указывать на неподходящее масло, бракованный фильтр или критический износ мотора. Машину в таких условиях лучше не эксплуатировать до выявления причин у опытного моториста. Давление может пропасть окончательно в любой самый неудобный момент.